Ответы на письма заключённых (письмо 1)

Письмо заключённого (приводится с сокращениями):

Здравствуйте, уважаемая Вера Михайловна!

Получил Ваше письмо и гимнастику для глаз. Спасибо преогромное. Сразу же пишу Вам ответ. То, что я пишу на Вашу воскресную школу, это я весь, об этом я практически ни с кем не говорю. А разговаривать надо, чтобы и свои ошибки видеть, и перемены происходящие, может быть, во мне. Поэтому выходит, как осуждение, но это не всё так, просто без примеров не обойтись. Хотя, конечно, по слабости своей и глупости, выходит, что осуждаю. Вы простите меня великодушно, Христа ради, если возможно, попробуйте понять. Я исхожу из того, что кругом не прав.
Вот 1 августа приезжал отец Сергий. Храм же у нас в честь преп. Серафима Саровского, на день перенесения мощей преподобного батюшка, конечно, не мог не приехать. И хоть не было Исповеди и Причастия, но была служба церковная. Если честно, я и не знал, что акафист так красив и так захватывает, когда читают его и поют, как положено! Даже не надо было принуждать себя, собирать ум к молитве. Я, да и все братья, целиком отдались службе. Я был с ночной смены, но ни усталости, ни желания спать не чувствовал. А как должно быть хороша и благодатна служба в вольной церкви, где и знают, как и что петь и всё идёт более слажено. Хотя сначала батюшка и понуждал подпевать ему взмахом рук, но уже ко 2-му кондаку акафиста Преподобному, всё пошло слажено. Ах, Вера Михайловна, словами всё равно не передать. Да и Вам всё известно, но всё же, как легко и радостно было.
Наконец, удалось поговорить с батюшкой после службы, взять благословение по многим вопросам, которые у меня накопились. Теперь батюшка благословил и на продление правила на сон грядущим, на то, чтобы понедельник добавить к среде и пятку (это помогает мне самого себя в узде держать) и на переписку с монастырями и с Вами. Я уже писал, что не вижу для себя спасения, как только в монастыре.
Вот так хорошо прошла у нас такая редкая настоящая церковная служба. Хотя и тут для меня был урок – не урок, не знаю. Когда уже домой собирались, один брат сказал, мне, что у него тоже к батюшке вопросы были, но он видел, что батюшка спешит, и поэтому не подошёл, я же „со своим списком (листок с вопросами у меня был) сунулся...“. Уже потом в бараке, когда лёг, подумал, что именно из-за таких мыслей (батюшка занят, это не важно, и т. п.) я выполнял многие вещи самочинно и не без смущения. Святые отцы говорят, что таких мыслей слушать не надо. Кстати, я молился перед этим, чтобы Господь помиловал и дал нужных слов батюшке, полезных для меня, моего спасения. Господь милостив, я получил желаемое.
Я всё писал про Устав церковный (просил прислать). Просто хочется, чтобы в храме всё было более дисциплинировано, ведь если в храме нет порядка, то, как вне его стен? Вот и апостол говорит: „Только все должно быть благопристойно и чинно“ (1 Кор. 14 40). Я даже думать не думаю кого-то осуждать, но всё ж в храме должен быть порядок. Читал об о. Иоанне, подвижнике Нового Валаама. Одна из его духовных дочерей описывает случай в храме, во время богослужения её спросили: „Православная ли ты?“ А и делов-то, вроде: во время Символа веры крестное знамение накладывала на себя несколько раз. Вот. Я в храме взял молитвослов, там в конце говорилось о крестном знамении и поклонах, спросил у старосты, почему у нас по-другому. Он ответил, что ему так посоветовал один человек. (Появился в числе нашей братии человек, живший в монастыре, в каком, не знаю.) Спорить я не стал. Просто получается, что всё идёт вразнобой. У нас, по-моему, должен быть свой твёрдый устав, установленный Церковью и, конечно, по благословению батюшки. Много вот таких несуразностей бывает. Упомяну только, что такие вопросы мы решаем с Алексеем (староста) вдвоём, чтобы не смущать братию. Не знаю, и здесь, может быть (да и наверное), не прав, но в последнее время на службе я закрываю глаза. Мне так легче. Ведь даже разницу между коленопреклоненной молитвой и земным поклоном здесь не видят. Примеров больше не буду приводить, но мыслю так, что там немножко не по Уставу, здесь немножко отступили и всё вкупе – уже груз. И это в храме...
Добавлю только, что я перестал вмешиваться. Алексей убрал из вечерней молитвы ко Господу о священнослужителе, – епископа Панкратия. Говорят, что старосте так посоветовал тот человек из монастыря. Я понимаю Алексея, он разрывается между мной и тем человеком. Чтобы освободить его от этой неприятности, я отошёл, скажем так. Что делать, не знаю. Молюсь, молюсь...
„Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего... ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе“ (1 Кор. 5, 9–11).
„ Весь мир лежит во зле“ (1 Ин. 5, 19).
Делюсь с Вами своей радостью. Моя тётушка оказалась крещёной ещё в детстве. Это меня очень порадовало и успокоило. Посоветовал ей купить и одеть крестик. Надеюсь, что так и сделает. Плохо, что церкви у нас нет, а в городе она не часто бывает. Много сейчас на неё свалилось, она выхода не видит. Так получилось, что она заменила нам с сестрой родителей. А 3 года назад я сел. Через год умер у неё старший сын. Младшего через пол года посадили. Моя сестра ушла от тётки. Невестка её и дочь подкинули племянников – сыновей по 6 лет. Тётушка вот спрашивает: „За что?“ Как могу, насколько в моих силах утешаю её. Самое время, наверное, благоприятное для веры. Послал ей иконку Святителя Николая.
А вот с сестрой родной своей Ириной связи совсем нет. А то, что до меня доходит – не радует, здесь уже целиком и полностью моя вина.
Помолитесь, пожалуйста, за рабу Божию Фотинию, тётушку мою, Наталью, доброго друга, и за некрещёную младшую мою сестру – Ирину.
Вера Михайловна, св. Отцы говорят, что иной раз душа и пресыщается. Не знаю, то это или нет, но иной раз и молитва не идёт и читать не хочется. Пробовал смотреть телевизор – всё равно не могу уже смотреть так, как раньше – уже и скучно, а иной раз даже противно. Вот в такое настроение прочёл „Русь изначальную“ В. Иванова, правда, со второй книги, 9-й главы, но всё равно интересно. А вот про Великую Отечественную книжка уже не пошла. Нашёл таки утешение в Псалтыри (на церковнославянском). Может быть, Вы посоветуете, что делать в таких случаях? Не хочется отвлекаться на – пусть хорошую, художественную, – но всё же ненужную литературу“.
Не могу порадовать Вас, что совсем оставил курение. Такая оказалась пагуба. Но, всё ж скоро надеюсь избавиться даже от мыслей таких. Чай крепкий не пью, соли не ем. Спасибо за советы.
Недавно прочитал небольшую брошюру священника Геннадия Емельянова „О духовной жизни в современном мире“, издание Питерское. Для себя явнее понял, почему я так не люблю больших городов (вы уж извините). Очень тяжёлое впечатление осталось от прочитанного. Говорится в ней об этом злополучном ИНН, кто за него и против. Не думал я, что так (не могу слова нейти)... не чисто, что ли, у людей, которые поставлены служить людям, благовествовать о Христе. Во многом отец Геннадий, наверное, прав, не мне судить, да и дело не в этом. Чем больше этого прочту (пишу именно о себе), тем меньше остается простоты и веры. Все больше и больше убеждаюсь, что от мира бежать надо, и что мир этот стоит только теми, кто не думает о том, кто прав и виноват, что правильно и нет, теми, кто знает ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ и живет, согласуясь с Писанием и св. Отцами, живет по духу... Читая уже современные слова пастырей наших (немногих) нахожу в себе и смущение, и охлаждение, всё другое, не ведущее к укреплению в вере. Скорее всего, я не прав, но я рад, что не смотрю телевизор и не читаю газет – и без этого в душе ураган. Простите, что опять не удержался и выплеснул на Вас своё негативное состояние, простите Христа ради.
У меня постоянно масса вопросов, Вы по возможности, помогите мне, пожалуйста, в них.
Попался Новый Завет, написано – перевод был сделан с греческого текста. Так просмотрел, вроде разногласий нет, просто немного не так написано, обороты речи другие. Нет ли там "подводных камней": может всё же лучше не читать такой перевод?
Что Вы мне посоветуете делать, когда не идёт молитва и чтение (именно духовных книг)? Периодами такое случается, приходится себя заставлять, принуждать. В такие моменты как будто отходишь от Господа. В прошлый раз успел за такой период прочесть „Русь изначальную“, Иванова, и хоть со второй книги и с 9-й главы, но было интересно. Но ведь, наверное, так можно и увлечься всем чем угодно, кроме „единого на потребу“. Может, посоветуете что?
Очень прошу выслать молитву по соглашению ко Господу, о благодетелях наших, о тех, кто заботится о нас, заключённых. Одну мы читаем, о священнослужителях. Хотелось бы и о вас молиться не только своими словами. Мы с Борисом уже обговорили время, батюшка сказал: "Если не обременительно, то молитесь". Я было, сам хотел составить, но не решился. Помогите, пожалуйста...
Немного ещё напишу о себе и о нас. Я всё думал о молчании. Мне хотелось бы, чтобы я был неправ, но, всё ж нет ещё в нас любви и терпения друг к другу, присущих христианам. Очень часто разговор переходит на обсуждение и осуждение. Не видим мы своих грехов, в частности, – я. Может, поэтому и по дороге в храм молчу, тем более, – в нём, и после. Отвечаю, когда непосредственно обращаются ко мне и то не всегда, иной раз и просо: „Не знаю“. Каждый по-разному относится к этому, впрочем, как и к вере. Вот, например, вчера человек, который и не знает меня, сказал, что его поражает моё "равнодушие". Потом оказалось, что это слово он понимает по-своему. Применительно ко мне он употребил в таком смысле: улыбка, безотказность и срок не срок. И насмешило и немного насторожило. Мне надо учиться у людей видеть в человеке доброе, светлое. Как-то всё получается не так, де, рад всем, но внутри плачу и содрогаюсь от грехов. А сколько внутри у меня, то, что не видят люди...
Очень хотелось бы читать, как пишут (и что) св. Отцы о Священном Писании, точнее, толкования. В данный момент ищу (пока безрезультатно), как толкуют св. Отцы Послание апостола Павла к Римлянам, в частности, главы 9, 10, 11. Не пишу, да и не надо, как я понимаю эти главы, но надо бы знать суждение святых отцов, а не своё. Кстати, очень мне помогли книги Афанасия Гумерова, священника сретенского монастыря у вас, в Москве. Там и простые вопросы с подробными ответами и есть ответы на вопросы о Священном Писании. Эти две книжки мне прислали не так давно с о. Валаама.
Простите меня за многочисленные просьбы, за плохой подчерк и ошибки. Простите, что утомил Вас своим письмом. Молюсь за Вас и за помогающих Вам, за Ваших родных. За Россию, по силам своим молюсь. Если возможно, пришлите, пожалуйста, иконку „Державной“ Божией Матери. Слов не могу найти в своём скудном словарном запасе и слабом уме, чтобы выразить вам признательность и любовь. Никогда не устану благодарить вас за всё, что вы для нас делаете, за ваши труды и беспокойство. Всё ж уповаю на милосердие Господа, надеюсь, что даст мне когда-нибудь возможность отблагодарить, хоть кого-то из вас.
Прошу ваших святых молитв. Дай Вам Бог здоровья и да, сохранит вас Пресвятая Богородица.

Если можно, я буду присылать с письмом и рисунки.

Кирилл

Отвечает священник Александр Лаврин

Здравствуйте, Кирилл!
С большим интересом прочитал Ваши письмо и решил попробовать ответить на некоторые Ваши вопросы.
Да, Устав – добрая вещь. Но, дорогой Кирилл, всё-таки о Православии и нашей православности говорит не количество осенений себя крестным знамением во время пения Символа веры, а внутренне покаянное и, хотя бы внешне, мирное расположение, стремление исполнить евангельскую жизнь с помощью Христовой. Конечно, в храме должно быть всё благочинно. Но многие порядки на службе (как то: земные или поясные поклоны, когда креститься, ставить свечи, подавать записки и под.) усваиваются человеком постепенно, органично и в этом нет ничего страшного. Значительно важнее, чтобы в храме люди не шумели, не разговаривали, не, тем более, ссорились, не расталкивали других, чтобы раньше подойти к Таинству, кресту, иконе, или чтобы взять святую воду. Главное благочиние в храме – это бережное, предупредительное и уступчивое отношение друг к другу, всё же остальное со временем приложится. Хотя, конечно, объяснять, как и что надлежит, или принято в храме делать – надо. Но требовательность в таких вещах на приходах, не думаю, что уместна и полезна.
Что же касается каких-то частных порядков на приходе, полагаю, лучше посоветоваться со священником, который у Вас периодически служит. А спорить?… Правильно, лучше не спорить, так как в спорах, вопреки древней римской пословице, никогда не рождается истина, а просто выясняются отношения.
О вечернем правиле и молитве о епископе. Вообще-то, в келейном правиле поминается духовник, хотя, конечно, по желанию, можно поминать и правящего архиерея (как, впрочем, и любого архиерея). Беда не в том, что вы кого-то не поминаете, а в том, почему вы это делаете. Епископская власть – апостольская. Священники служат только их властью и благословением. И если архиерей не запрещён в служении Патриархом, священноначалием, если о нем не выносит суд Церковь, как может судить частное лицо? Только лишь из-за своей принадлежности какому-либо монастырю? Для церковного сознания это странно и гордостно, ведь в таком случае человек уподобляет себя целому архиерейскому собору.
Впрочем, и здесь не нужно каких-либо споров. Достаточно братского и обоснованного совета. Если не послушают, смиритесь.
Вы пишите, что в последнее время закрываете глаза на службе. Если вам это помогает сосредоточиться на молитве, на службе, что ж в том худого? Но то, что это происходит из-за каких-то неправильных действий рядом стоящих христиан, говорит о том, что Вы придаёте вещам подобного рода слишком большое значение. Ведь частные огрехи в поклонах и подобных вещах, как я понимаю, делаются не из принципиальных соображений, не злостно, а по незнанию. Постарайтесь смотреть на эти вещи благодушно и снисходительно. Когда можете, после службы объясните, расскажите как правильно и почему.
Что касается художественной литературы. Читать её христианину, конечно, не запрещается. Но критерий не в увлекательности книги. В конце концов, пустые и откровенно безнравственные книги могут быть написаны увлекательно. Знаете, то ли в Румынии, то ли в Сербии, сейчас точно не помню, в середине ХХ века семинаристы из-за нехватки духовных книг зачитывались русской классической литературой (в основном, прозой): Достоевским, Лесковым и под., т. к. она насквозь была пропитана отношением ко Христу и христианству, говорила о человеке как о тайне, потому что он мог вместить в себя Бога, и пыталась приоткрыть эту тайну. Важно, чтобы чтение художественной литературы не было потребительским, когда важны только сюжет и динамика событий. Хорошая книга может быть очень полезной, но только тогда, когда человек дает себе труд, не спеша поразмышлять над ней.
Телевизор же, газеты и прочие СМИ ничего, действительно, человеку прибавить не могут, страсти же и несогласия друг с другом разжигают. И то, что Вам у телевизора уже «скучно и даже противно» - милость Господня.
Об ИНН и новых паспортах было уже четкое и взвешенное определение Патриарха и епископата нашей Церкви, если это, действительно, имеет для Вас значение, я могу его выслать.
От себя сейчас скажу кратко. В этом пресловутом ИНН, по специальной просьбе Патриарха, нет тех самых трех шестерок. Но главное не в этом, а в том, что дело не в цифрах. В Апокалипсисе, говорится о том, что те, кто принимают печать Зверя, будут отрекаться от Христа. При этом в Священном Писании определённо сказано, что печать будет ставиться на деснице и челе (лбе), а не на бумажных документах. Вот когда нам скажут: вы можете пользоваться всеми благами нашей цивилизации, но при условии – вы отказываетесь от Христа и мы вживляем в ваши правую руку и лоб вот эти маленькие чипы. Вот тогда мы должны мужественно отказаться и исповедать Христа как Сына Божия Спасителя. Но тогда это будет акт веры и мужества. Сейчас же это – акт паники и малодушия. А, вообще, как просто получается: поставил печать на бумагу и уже слуга антихриста. Но ведь мы понимаем, что поставь мы какую-нибудь самую наиправославную печать на любой бумаге, от этого мы Христовыми не станем. А как же печать дара Духа Святаго в Таинстве миропомазания. Эту печать мы получаем по своей вере в Иисуса Христа (или по вере родителей и крёстных, если крещение было в младенчестве), чтобы получить антихристову печать надо от этой веры отречься и засвидетельствовать это. Нет, дело не в документах. Вещество этого мира не может повлиять на мою внутреннюю жизнь. Влияет на нее только мой личный выбор.
О новых переводах Нового Завета. Сейчас их много. Но я советовал бы лучше читать испытанный, традиционный Синодальный перевод. Всё равно, все современные переводы, в целом, насколько мне известно, слабее.
О молитве. Знаете, Кирилл, когда у нас молитва внимательная, покаянная, благоговейная – это Божий подарок. Когда молитва не идёт, невнимательна, лень, вместо неё только «вычитка», душа ничего не чувствует – это наша самостоятельная молитва. Она может быть только труднической. Но такая молитва дорога в очах Господних, потому что, несмотря на ее «качество», человек себя преодолевал, делал усилие. Как-то прихожанка храма, уже старенькая, сказала одному известному духовному лицу: «Я очень благодарна Богу за свою жизнь, помощь Его была непрестанной во всём, но сейчас мне бы хотелось поработать Господу от себя». Это и есть, вне зависимости от того, что я внутри себя переживаю: духовный ли «подъём», или «окамененное нечувствие».
Единственно, что мне хочется к этому добавить. Примите, просто, как добрый совет. После «сухой» молитвы – «вычитке» правила, прибавьте: «Господи, это единственная сейчас жертва, которую я могу Тебе дать, вот такая у меня душа, прости, прими меня такого и Сам меня исправь».

Желаю Вам духовной крепости, благослови Вас Господь,
священник Александр Лаврин. Пишите.


Ответ на следующее письмо

Ответ на письмо №3

На главную