ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (вопрос 5)

Вопрос 5, заключённого, который трижды присылал для священника письменную исповедь:
Недели 2 назад к нам приезжал священник. И мне с некоторыми осуждёнными удалось попасть в церковь, где я исповедался и причастился, первый раз в жизни. Но получилось не так, как я думал. Моя исповедь прошла как-то сухо, не было того раскаяния, которое было, когда я исповедовался в письменном виде. Может быть из того, что всё получилось спонтанно и быстро. Но, перед тем как придти священнику, я в церкви прочитал „Последование ко Святому Причащению“. И после этого у меня бывают минуты, когда я задумываюсь: а не в осуждение ли я причастился? Хотя я и не ел, и прочитал своё утреннее правило, но подобная мысль всё равно нет-нет, да преследует меня.
Помогите мне разобраться и понять эту мысль, которая посещает меня.

На вопрос отвечает свящ. Александр Лаврин

Дорогой N! Не беспокойтесь, Ваше участие в Таинствах было „не в осуждение“. Очень часто, продумывая исповедь, "листая" страницы своей жизни, мы переживаем сильнее, чем непосредственно в самом Таинстве. Этому не стоит удивляться. В острых переживаниях участвуют наши реактивные поверхностные чувства – то, что мы называем эмоциями. Но духовная жизнь на них не строится, т. к. они изменчивы – преходящи.
„Жертва Богу – дух сокрушен“. „Сокрушенный дух“ вовсе необязательно сопровождается эмоциональным всплеском. В нём главное искренность, совестливость и сознание меры своей вины без самооправданий.
А эмоциональный строй ведь у всех разный. Есть люди сентиментальные, есть очень внутренне сдержанные. Большого значения это не имеет. Можно каяться в „окамененном нечувствии“, но не ждать и не искать переживаний.
У преп. Макария Оптинского в переписке с мирскими лицами часто как бы красной нитью проходит: „только не ищите состояний“.
Именно чувства наши падшие и ой-ой, как далеки от умиления. Поэтому отсутствие ярко выраженных покаянных переживаний пусть Вас не тревожит и не расстраивает. В Таинстве Исповеди мы простодушно каемся и смиренно принимаем от Господа, какие-либо благие покаянные переживания, если они появятся, сознавая, что это Его подарок. Столь же смиренно должны принять и отсутствие их, сознавая свое недостоинство и незрелость. В этом и будет проявляться наш „сокрушенный“ покаянный дух.
В противном случае нам будет важно в Таинствах не столько
таинственная встреча со Христом, сколько собственные переживания, которые при их отсутствии, человеком часто начинают искусственно нагнетаться. Однако в духовной жизни важны не свои сиюминутные эмоции, а глубокие чувства,
которые в нас вкладывает Господь, как дар.
Благослови Вас Господь, очень рад, что Вы так внимательно и осознанно относитесь к участию в Таинствах.

Священник Александр Лаврин.


Ответ на следующий вопрос

Ответ на предыдущий вопрос

К началу

Версия для печати

На главную