Группа поддержки заключённых при храме "Живоносный Источник"

Мечта нигерийского принца

Александр Николаевич Крутов

Наследный принц Фабиан Эзэокан живёт в подмосковном городе Щёлково, работает прорабом на стройке и главным завхозом на рынке.
Час с небольшим на пригородной электричке, и я - на нужной станции. Найти "новый крытый рынок", а в нём искомого человека не составило никакого труда.
- Вы к кому? - подозрительно интересуется охранник. - А... к Фабио, что ли? Он у нас начальник... Проходь.
Искомый Фабиан стоял в дымке цементной пыли и, играя чёрными как смоль глазами, старательно отчитывал какого-то нерадивого работника. Паренёк слушал, потупивши очи. Другой рабочий, с романтической щетиной и повязанной на пиратский манер косынкой "бондано", приступал к чернокожему "начальнику" с требованием объяснить ему "фронт работы". Увлечённый словесной перепалкой Фабиан вначале отмахнулся от меня, но, услышав, что я от отца Александра, расплылся в широкой белозубой улыбке.
И это неудивительно, так сложилась судьба, что православный священник отец Александр Немченко, настоятель храма Святителя Николая в Троекурово, стал, можно сказать, вторым отцом для него - 35-летнего нигерийского принца Фабиана. Да, да - настоящего принца! Ведь Фабиан - сын царька, стоящего во главе одного из крупнейших племён восточной Нигерии - племени Ибу.
В 1992 г. он приехал в Россию, чтобы получить образование. Поступил на экономический факультет Воронежского университета. Через два года учёбы, перед отъездом на летние каникулы в родную Нигерию, решил заехать в Москву - в гости к землякам, которые жили в общежитии. В этот же вечер в общагу нагрянула милицейская облава и в комнате у "земляков" находят героин. Всю компанию препровождают на Петровку, 38.
Это было началом пятилетних мытарств наследного принца по российским тюрьмам. С Петровки его направили в Бутырку. Затем посадили в двухместную камеру в Лефортово. Потом определили в общак Матросской тишины, где в камере находились более 100 человек. Паханы камеры, побеседовав с экзотическим арестантом, вынесли вердикт: "нормальный человек" - и оставили в покое.
Через некоторое время Фабиан сильно заболел. Организм отказывался принимать тюремную пищу, и у него обнаружили несварение желудка. В тюремной больнице начался жар.
"Несколько дней я находился между жизнью и смертью, - вспоминает Фабиан. - И вот однажды я увидел прекрасную женщину в белом одеянии. Она подошла ко мне, погладила по голове и сказала: "Не волнуйся, Фабиан, ты обязательно выздоровеешь, только не теряй надежды", - и вышла из палаты. Я точно знаю, что не спал и не бредил. Я позвал медсестру и спросил, как зовут ту женщину, которая заходила ко мне. Я думал, что она врач. Медсестра ответила, что здесь никого не было. И тут меня осенило, я понял, что это было видение Богородицы".
Вскоре после этого Фабиан действительно выздоровел. И, не откладывая, принял православное крещение у тюремного священника.
Африканская семья Фабиана (католики) восприняла такое решение своего "блудного сына" спокойно и с пониманием. Его родной брат, католический священник, написал в письме: "Главное, чтобы ты непрестанно верил в нашего Спасителя Иисуса Христа".
Последние полтора года своего срока принц "отмотал" на зоне для иностранцев в Мордовии. Здесь он работал резчиком по дереву. За хорошее поведение нигерийца освободили досрочно - "скосили" полгода.
Оказавшись на свободе, Фабиан рванул в Москву. Ведь ещё будучи сидельцем Матросской тишины, он слыхал от сокамерников "рассказки" об отце Александре - или просто Бате - из храма Святителя Николая в Троекурово - православном священнике большой физической и духовной силы, который устроил при своей обители реабилитационный центр для бывших зэков. Отец Александр, выслушав прибывшего к нему Фабиана, без лишних разговоров принял его в ряды своей обители.
Сначала чернокожий брат выступал в роли чернорабочего. Потом Батя определил его в завсклады. Затем доверил ключи от церкви. И наконец, как выражение высшего доверия - поручил церковную казну, поставив своим первым заместителем.
За несколько лет жизни при троекуровском храме, благодаря своей исполнительности и честности, принц заслужил уважение не только настоятеля, но и собратьев по обители - бывших зэков и алкоголиков. Но были и такие, кто завидовал "батиному любимчику", кто недовольно ворчал за спиной: "Над нами нигера поставил..." Однако Фабиан на них не обижался. На оскорбления отвечал по-христиански - обезоруживающей белозубой улыбкой. А вот беспорядки и безобразия порой мог пресечь и кулаками. Это - батина школа. Ведь отец Александр - мастер рукопашного боя. А каков духовный отец - таков и духовный сын, который так привязался к духовнику, да и Троекурово почитает за вторую родину, что и про родную Нигерию почти забыл... Впрочем, нет, не забыл, ведь была у него одна мечта... Когда Фабио жил при троекуровской обители, он очень старательно изучал церковно-славянский язык - мечтал поступить в семинарию, стать священником и поехать в Африку, чтобы нести там свет Православия. Но жизнь берет своё. Не так давно он встретил русскую девушку, женился, переехал жить к ней в Подмосковье и сейчас зарабатывает на хлеб насущный, чтобы прокормить семью...
Впрочем, несмотря на навалившиеся житейские заботы и семейные обязанности, Фабиан не забыл о своей мечте. Но вот конкретно сейчас... Сейчас ему разговаривать некогда: работать надо. Скоро сдача объекта. И наследный принц жмёт на прощание мою ладонь своей мозолистой рабочей рукой.
Щёлково

(„Русский дом“, август 2004)

Вспомогательная литература

После освобождения

НА ГЛАВНУЮ

Напишите мне