5.2. Влияет ли церковь на колонию?

 

Образуется ли пропасть между церковью и колонией? Можно ли сделать церковь местом покаяния и примирения между людьми, сидящими в тюрьме, и Богом? Опыт показы­вает: чем более разнородный по своему социальному составу будет ваша община, тем больше шансов на укрепление авторитета её в лагере.

Не отступайте от принципа надмирности Церкви. Если к вам начали заходить люди, близкие к тем или иным внутри­лагерным течениям, держитесь с ними так же, как и со всеми, начиная выделять людей, вы тем самым создаете опасность выстраивания в общине (неформальных) иерархических отношений. Но никто не может запретить вам разговаривать один на один, и в таких беседах вы вольны общаться с человеком по душам. Такие люди вряд ли смогут смирить свою гордыню до уровня обычного прихожанина (а ваша община и будет держаться на обыкновенных людях, далеких от амбиций и, следовательно, занятых духовным совершенствованием), но он может реально выйти из круга „избранных“ и, не потеряв собственного досто­инства стать „мужиком“. Лично для него, это дело смирения амбиций, а реально, он мало что теряет. Если ваше служение начинается с нуля (или почти с нуля), то период становления общины церкви и её авторитета в лагерном обществе будет самым сложным в вашей работе. Церкви придется занимать подобающее Ей место в царстве зла: греха и наси­лия, в точке концентрации сатанин­ского воздействия на людей.

Если вы выстоите, с Божией помощью, и будете служить искренне, то со временем пространство Церкви будет расши­ряться не только за счет появившейся на свет общины, но и за счет интереса к жизни храма тех, кто смотрит на Церковь насмешливо. Незаметно насмешливость переходит в стадию любопытства. Будет очень хорошо, когда наступит время естественного восприятия церкви, так, как будто она всегда здесь и была.

За посетителями церкви все время наблюдают сотни испытывающих глаз, у них в голове масса вопросов: Зачем они туда ходят? Какие материальные блага там имеют? Притво­ряются или нет верующими? И, наконец:

– А что будет, если я туда зайду?

Формирование положительного фона в лагере за счет церковной общины, тоже часть вашего служения и потому, "масть" людей, посещающих церковь, играет свою немалую роль в отношении к православной вере. Если авторитетный (по лагерным понятиям) человек посещает храм, он своим приме­ром, особенно если сможет преобразиться нравственно, сделает больше, чем самая убедительная литература сектанта.

Так же могут быть и антипримеры: любой прихожанин тюремного храма, продолжающий в бараке вести себя так же, как всегда и даже хуже (по только ему известным причинам), – играть в карты, материться, активно участвовать в скрытой лагерной жизни, – будет "замечательным" антипримером. Каж­дый желающий вполне обоснованно укажет вам: „Вот видите, какие они на самом деле…“.

Наверно, тюремное служение (не только ваше, но и всей общины), можно приравнять к первоапостольскому, когда среди языческого моря самых диких представлений о Боге и Вере появился свет Христовой Истины, он как огонек во тьме притягивает всех ищущих. Каждый, кто будет рядом с вами, – миссионер. Разговаривайте чаще в общине о поведении вне стен храма, ведь по их поведению будут судить обо всей церкви. Был такой случай: один молодой человек, регулярно посещавший храм в течение нескольких лет, начал играть в карты и залез в долги. Об этом, конечно, знала и вся община. Некоторые отдавали ему последнее, чтобы он смог выпутаться. Вот сложнейшая ситуация! Конечно, он находится во власти страстной зависимости, но изгнать его или хотя бы открыто осудить, мы не имеем права, хотя индивидуально поговорить нужно. В церкви ценят ваше доверие и, если человек осознает, что он его потерял, это уже для него проблема и, как след­ствие, – чувство вины. Даже если вы просто перестанете на какое-то время обращать на него внимание, этого будет вполне доста­точно для начала его покаяния.

 

       <<< Назад