3.2. „Макаренковская“ система

 

Община в колонии по своей структуре не похожа на общину свободную. Предлагаю один из способов организации общины, который показал себя как наиболее эффективный. Объявлять об этом всем не обязательно. Так Макаренко организовывал порядок в своих детских колониях.

Если вы будете доверять только себе и своей интуиции, то когда-нибудь обнаружите, что интуиция вас подвела. Если будете доверять исключительно старосте, то когда-нибудь вспомните, что „всяк человек ложь“. В одной колонии, старосте доверяли на все, как говорится, сто процентов. Однажды, на собрании (там иногда собирались для обсуждения насущных вопросов) разразился скандал. Староста, уверенный в том, что его авторитет незыблем, прятал в храме станок для изготовле­ния „ширпотреба“ и вообще сделал из церкви пункт купли-про­дажи. Но верующие узнали и вынесли все это на всеобщее обсуждение. Чтобы не повторять подобные ошибки лучше установить нечто вроде круговой поруки. Макаренко в свое время быстро сообразил, что он не может каждую минуту находиться среди своих воспитанников и тем самым есть опас­ность, что та жизнь, которую ему демонстрируют молодые люди, отличается от той, которая течет без него. Настоятель на приходе в курсе всех дел, он там находится постоянно, а священник, окормляющий колонию, все-таки – от случая к случаю. Староста лишь один столп, на который можно опереться, но для равновесия нужен еще один. В каждой тюремной общине есть люди более других радеющие о деле спасения, или те, кто ходит в храм очень давно, они, как не странно, будут неким противовесом старосте, и „костяком“ самой общины. Как вы их выделите без ущерба для жизни храма – дело ваше. Получается такая система: община и староста подчиняются вам. Староста старший в общине, внутри общины есть её „костяк“, он оберегает приход от злоупотреблений. Вы снаружи управляете старостой и прислушиваетесь к мнению постоянных прихожан. Староста это тоже понимает и относится к своим обязанностям ревностнее, опасаясь кого-то обидеть, вызвать недовольство. Получается и по-христиански и нечто вроде отношений президента и парламента. Если вы замечаете, что какой-то „ревнитель“ приуныл, побеседуйте с ним, он, возможно, переживает не о себе, а о состоянии дел в храме (молебной комнате). Во избежание недоразумений скажу, что это не один и не два человека, а все те люди, которые постоянно посещают храм. У вас будут, как и в обычном храме, – и прихожане и „захожане“. В храме ведь тоже есть община и „десятка“.

Один староста лагерного храма сделал, правда, такую подсказку, которую мы должны привести: Специфические особенности места нужно тоже учитывать, – сказал он. Не исключено, что 2 или 3 „столпа“ на свой лад истолкуют ваше доверие, ими могут руководить фантазия или желание выдвинуть в старосты своего человека, – будут давать свои подсказки. Они могут договориться и говорить примерно одно и то же, и вы будете думать, что так оно и есть.

Я просто привел вам мнение одного человека, а вы уж сами смотрите, как будете строить отношения.

 

<<< Назад