3.1. Община

 

Сложным и важным моментом является организация общины в колонии. Вы будете работать в колонии общего или строгого режима. Легче работать в колонии строгого режима. Хотя большинство осужденных отбывают наказание второй и третий раз, а кто первый, то „срока“ большие, преступления особо тяжкие, но в этом есть и свои плюсы. Люди, как правило, уже „солидные“ и даже молодежь со сроками 10–15 лет, хоть и мечтает о чуде, но понимает, что торопиться некуда. А вот общий режим чем-то напоминает вокзал. Там срока лишения свободы небольшие, часто происходит смена контингента: кого увозят на пересылки, кто приехал на два-три года, но, как правило, не досиживает. В общем, при детальном знакомстве возникает впечатление, что все сидят на чемоданах и ждут „дембеля“ как в армии. Им мало дела до веры и покаяния, они еще не поняли, что Господь уже „предупредил“ их. Лишь очень малый процент начнет ходить постоянно и целенаправленно, остальные будут часто меняться. Это и есть главное отличие от „вольного“ храма.

На обычном приходе человек может начать посещать церковь в сорок лет и ходить до самой смерти в один и тот же храм. Здесь, если есть хоть какая-то общинная жизнь, можно не волноваться за приход. Всегда, даже если настоятель не слишком заинтересован в настоящей общине, определённое количе­ство ходит всегда – это прихожане, плюс регулярно меняющиеся „захожане“. Кто-то из „захожан“ остаётся, кто-то из прихо­жан умирает. В колонии всё не так. В основном отток из общины не от смертности или перехода в другой храм, где „батюшка благодатнее“, а от этапов. Вот, кажется, сформировался костяк и можно вздохнуть спокойно: утром и вечером на молитву ходят люди, днем читают книги, на исповедь – в очередь и вдруг проходит тихим ветром: „заряжают на этап“. Через некоторое время ряды ваших прихожан заметно редеют и… все надо начинать с начала. Снова просвещать, объяснять все, что уже давно объяснено, начинать всю работу сначала.

Кроме этапов люди будут еще и освобождаться. Из-за всего этого общинная деятельность в колонии развивается всегда сложней, чем на свободе. Одновременно на катехизаторские занятия приходят и просвещенные и те, кто в храме (молебной комнате) первый-второй раз. Ни в коем случае не допускайте, если у вас молебная комната, чтобы вам „милостиво“ выделили ее одну на двоих с баптистами или еванге­листами, а такие случаи есть. От крепости и постоянной пополняемости общины зависит успешность всей деятельности. Пресекайте, не грубо, попытки навязать свои уставы, „которые были в храме энской тюрьмы“. Ориентируйте общину (большинство которой пришло к Богу в колониях) на реалистичность, чтобы по выходе на свободу, они, столкнувшись с жизнью обычного прихода, не отпали сразу от Церкви.

Объясняйте, что нужно быть не только прихожанином, но и немного миссионером. По каким-то причинам, те, кто ходят в храм, обычно говорят, что колония территория небольшая и все всё знают, зачем еще кого-то звать персонально, а на поверку оказывается, что многие и хотели бы прийти, да не знают, когда какое мероприятие и стесняются лишний раз спросить. Не старайтесь выделять кого-то, здесь это сразу замечают из-за недостатка внимания, и будут потом обижаться. Не уставайте повторять, что ходить на молитву в храм желательно каждый день, так вы лично, будете способствовать достижению церковного единства.

 

       <<< Назад