2.3. Обязанности старосты

 

Староста – главный человек в храме в ваше отсутствие. После того, как вы выделите его из среды осужденных (допустим, предыдущий освободился), нужно убедить всех остальных, что старосту необходимо уважать, не брать книг без его разрешения, не переносить иконы с места на место, прислушиваться к его замечаниям, если нарушаются правила поведе­ния в храме. Хоть он и равный как брат, но все-таки старший среди равных. Святую воду, крестики, просфоры, молитвосло­вы – всё необходимое прихожане будут получать через старосту. В храме в этом отношении всегда должен быть порядок и осужденные должны это чувствовать. Вся Церковь живёт иерархическим порядком. Были такие случаи, когда неофиты пытались нарушать установленный порядок, причём довольно наивно, задавали вопросы типа: „Мы все здесь братья, а он командует, говорит, чтобы я иконы не трогал. А я хочу помолиться Георгию Победоносцу, а он мне не разрешает иконы ставить“. Тут нужно объяснить, что в храме на свободе тоже никто не командует и иконы не переставляет, как ему вздумается. Если какой-то иконы на аналое или на стене нет, то молись на алтарь (а в молебной комнате в ту сторону, где находится иконостас), святой независимо от иконы тебя услышит.

Староста будет контролировать исполнение молитвенного правила, которое установлено (или установите вы). Он может, как сам его совершать, так и доверять тем, кого благословит священник. Обязательно один-два человека должны уметь без ошибок читать молитвы. В случае освобождения, болезни старосты, или по другим причинам всегда в запасе должен быть человек, способный заменить его на какое-то время.

В обязанности старосты входит и встреча людей, впервые перешагнувших порог храма, именно от его такта зависит, придут ли они во второй, третий раз. Если староста не достаточно подкован как катехизатор, то лучше, пусть предложит человеку встретиться с вами, или кем-то из ваших помощников, а пока даст почитать ему доступную брошюру для новоначальных. Часто, в ревности горит не только сердце, но и голова, а знаний недостаточно и выходит один вред. Пришёл человек впервые, робко перешагнул порог храма и не знает, куда себя девать от ложного стыда, а на него набрасы­вается „благочестивый подвижник“, начинает пугать муками ада, вечной погибелью и т. д. Человек в страхе убегает и ни за что больше возвращаться не хочет. Бывает и такое.

Староста не должен забывать подписывать заявки и выполнять другие административные требования. Староста в храме еще и хозяйственник. Он должен не только уметь работать с людьми, но и поддерживать чистоту, следить за отоплением, вовремя сообщать вам о том, что заканчивается святая вода, крестики. Вовремя сообщать, что кто-то уходит по этапу и надо собрать ему необходимое в дорогу и т. д. Не лениться убирать в храме, грязь – это верный показатель нерадивого отношения к делу и часто, такой человек оказыва­ется случайным. Не пугайтесь, если возле него „крутится“ один, два человека неизвестных вам, скорее всего они и есть помощники и уборщики, такая система принята в колонии, может это интересующиеся верой или просто друзья. Но лучше, чтобы он и сам принимал участие в поддержании порядка, а вместо использования „шестерок“, приходили помогать свои же парни из общины – это будет намного полезней для всех. Если, преодолев стыд, староста возьмётся за ведро и тряпку, считайте, что храм он причислил к месту, в котором не живут по законам лагеря, ведь, скорее всего, в своем отряде, он никогда тряпку в руки не возьмёт. Это маленькая личная победа над гордыней.

Не позволяйте старосте пренебрежительно относиться к людям, как вы знаете, эта болезнь свойственна и обычным приходам, когда потрудится человек в храме несколько лет, он незаметно для себя перестаёт считать его Домом Божиим, а начинает считать своим собственным и, как следствие, – мелкое хамство. К сожалению, и в колониях бывают такие проблемы.

Перед проведением „мероприятий“: богослужений, Исповедей, Крещений, катехизаторских бесед и т. д., – староста должен сообщить о времени и месте их проведения, – заранее оговоренным способом, – всем осталь­ным и не только общинникам, но и просто по отрядам. Не оповещая осужденных не входящих в общину (а таковых большинство), вы рискуете превратить её в секту фарисеев мизантропов, которые с одной стороны, будут придираться к малейшему неисполне­нию правил (часто само­придуманных), а с другой, будут нена­видеть всех посягнувших на маленький мирок "избранных".

 

               <<< Назад