Предложения Общества милосердия в тюрьмах "Вера, Надежда, Любовь"
по совершенствованию тюремного служения

на заседании секции «Тюремное служение» в рамках XIV Международных образовательных чтений  

Оказывать из Москвы духовно-нравственную поддержку осужденным в индивидуальном порядке было очень актуально в 90-е года прошлого столетия, когда еще не было развернуто тюремное служение в иных епархиях Русской Православной Церкви, когда на местах не было закрепленных священников за каждым местом лишения свободы, и когда сотни колоний оставались без какого-либо духовного окормления.

Общество милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь» по письмам осужденных направляло в колонии сотни посылок и бандеролей с православной литературой, иконами, молитвами, свечами, лампадным маслом и пр. Добровольцы Общества вели так называемую индивидуальную христианскую переписку. Известно, что Сретенский монастырь и многие церковные приходы столицы также направляли в места лишения свободы очень большие количество православных книг, иконок, крестиков и пр.

Шли годы, ситуация в колониях начала постепенно меняться. Теперь в каждом учреждении пенитенциарного ведомства (СИЗО, ИК, ВК и ЛПУ) есть место, где хранится большое количество духовной литературы, которую можно вдумчиво читать в течение долгих десятилетий (было бы желание). Есть также и иконы в достаточном количестве. Некоторые осужденные делают индивидуальные домашние иконостасы в спальных помещениях, расставляют иконки на личных тумбочках, чем, естественно, вызывают недовольство администрации, так как во всем должна быть мера.

Ныне почти за каждой колонией закреплен священнослужитель, к которому осужденный может хотя бы изредка обратиться с вопросами духовного характера.

И, тем не менее, количество писем из мест лишения свободы не уменьшается. В каждом письме просьба либо чисто материального (вещи, лекарства, канцтовары) или духовно-материального характера (книги, иконы, свечи и т. п.).

Опыт показал, что чем больше средств и сил направлять на пересылку почтовых отправлений с материальными ценностями, тем количество обращений из этой колонии все более будет увеличиваться. Рано или поздно поток обращений будет значительно превышать возможности. Причем, следует понимать, что пишут в Москву далеко не самые обездоленные. Есть многочисленные примеры просителей, ставших профессионалами в вопросах написания слезных писем из мест лишения свободы с рассылкой их по многим московским адресам. Осуждать этих людей нельзя, но понимать реальную ситуацию просто необходимо.

 

Что делать?

 

1. Сократить до минимума индивидуальную переписку с осужденными. Если человеку действительно нужна духовно-нравственная, то он готов годами переписывать с некоторыми добровольцами Общества, не получая ничего, за исключение маленьких бумажных иконок карманного размера и ксерокопий молитв, которые посылаются ему в очень небольших количествах и постепенно в ответ на его вопросы и обращения.

2. Проводить переписку с православными общинами с целью дистанционного обучения основам православной веры, как это с Божией помощью делают в Центре духовной поддержки заключенных ПСТГУ, или проводить работу со старостами православных общин так, как это делают в приходе Серафима Саровского под руководством св. Андрея Рахновского, сможет далеко не каждый церковный приход. Поэтому, по нашему мнению, московские приходы наиболее эффективным образом смогут помогать осужденным в колонии через священника, который непосредственно окормляет это учреждение.

 В ответ на письмо в храм или монастырь из колонии, настоятель или священник, который руководит этим направление деятельности московского прихода, может написать письмо начальнику колонии (даже без указания ФИО начальника) с просьбой передать сообщение священнику РПЦ, который посещает данное учреждение ( можно составить такое типовое письмо). У этого тюремного батюшки можно спросить, что более всего ему нужно для удовлетворения нужд осужденных в этой колонии, исходя, конечно, из реальных возможностей московского прихода (указать примерную сумму пожертвования). Если, например, нужны свечи и лампадное масло, то лучше выяснить, как будет дешевле: послать деньги почтовым переводом для их покупки по местным ценам в епархии или приобрести эти предметы в Москве и оплатить отправку почтовой посылки.

Все, что может послать московский приход, занимающийся тюремным служением, в тот или иной регион, целесообразнее посылать на имя священника, так как он лучше понимает, в чем и у кого из конкретных осужденных (или у православной общины осужденных в целом) есть крайняя нужда. Кроме того, помощь из Москвы будет каким-то образом поднимать авторитет священника и оказывать ему самому (и его местным помощникам из числа мирян) помощь в нелегком делании на ниве тюремного служения при наличии у этого священника не редко очень бедного приходского храма, с одной стороны, и, с другой стороны, огромного количества действительно нуждающихся осужденных в колонии, которую он окормляет. Помощью из Москвы будут удовлетворяться действительно интересы насущные, а не пожелания, мягко выражаясь, самых настойчивых осужденного.

Постепенно переписка между московским приходом и местным священником стабилизируется, совместно будут найдены оптимальные пути оказания духовно-нравственной и материальной поддержки в этом учреждении. Если приход в Москве имеет возможность оказать помощь не одной, а нескольким колониям – прекрасно.

Конечно, кроме совместных действий со священником, приход в порядке исключения может при необходимости осуществлять общение по почте с тем или иным осужденным, только ни в коем случае нельзя допускать, чтобы частные жертвователи посылали письма или посылки в места лишения свободы с сообщением своего домашнего адреса и ФИО. Переписка должна вестись только от имени храма (или прихода, с указанием только имени-отчества прихожанина, имеющего благословение на духовну переписку).

3. Многолетняя практика Общества «Вера, Надежда, Любовь» показала, что наиболее эффективный способ обучения основам православной веры в колониях достигается тогда, когда есть взаимодействие московской структуры и местного священника. Из Москвы посылаются методички (вопросники), по которым проводится обучение, а также оказывается материальная помощь в приобретении учебников и дополнительной литературы, а местный священник организует по присланным материалам систематическое проведение занятий с осужденными силами монахинь или мирянок. Такой метод в качестве пилотного проекта был осуществлен в УФСИН Чувашской Республики.

Приснопамятный прот. Аполлинарий Павлов (скончался 11 ноября 2005 года), возглавлявший это направление пастырской деятельности в Чувашской епархии, вместе с одной монахиней из местного монастыря провел по методике, разработанной студентами Московской Духовной Академии и Семинарии, с группой обучающихся осужденных курс «Основы православной веры» в мужской колонии № 9. Там в августе 2004 года был проведен первый экзамен по данному предмету обучения с приглашением представителей Московской Духовной Академии и Общества «Вера, Надежда, Любовь». Каждый осужденный, успешно сдавший экзамен, получил соответствующее Удостоверение с подписью митрополита Варнавы и небольшой памятный подарок.

29 сентября 2005 года экзамен по курсу «Основы православной веры» сдавали осужденные женщины, обучавшиеся в группе при храме в женской колонии для наркоманок (Лечебно-профилактическом учреждении № 7). Занятия с ними систематически в течение 2-х лет проводили женщины-мирянки, духовные чада о. Аполлинария. К экзамену осужденные женщины подготовились еще более основательно, чем мужчины. Каждая вначале сдавала письменную работу, а затем устный экзамен. Всем были выданы удостоверения с подписью митрополита Варнавы, а также памятный подарок. Оба экзамена проходили в торжественной и радостной обстановке, чувствовалась искренняя и взаимная любовь обучающих и обучающихся. В настоящее время идет подготовка к сдаче экзамена по курсу обучения основам православной веры в мужской колонии № 1, которую духовно окормляет сын протоиерея Аполлинария – о. Алексий Павлов.

Такая работа в колонии является гораздо более действенной, чем просто выполнение просьб отдельных осужденных прислать литературу, иконки, чай, конверты и прочее.

В настоящее время с учетом значительного повышения уровня и увеличения масштабов тюремного служения в столице, московские церковные приходы, помимо разрозненных действий, могли бы во главе с Комиссией по социальной работе в местах лишения свободы продумывать проведение скоординированных акций или длящихся проектов по тюремному служению, выбирая то, что, во-первых, по силам, а, во-вторых, соответствует самой острой необходимости и реалиям изменяющейся обстановки в местах лишения свободы.

Общество «Вера, Надежда, Любовь» также с Божией помощью постоянно ищет новые пути и наиболее эффективные формы тюремного служения. По нашему мнению и непосредственному наблюдению, православных книг в колониях сейчас достаточно, и беда в том, что большинство осужденных просто не хотят или уже не могут читать. А вот проповедь послушать, или, тем более, фильм посмотреть, согласятся многие.

Поэтому сейчас наша благотворительная организация претворяет в жизнь по согласованию с Федеральной Службой исполнения наказаний России проект по созданию передвижных видео- и аудиотек кассет духовно-нравственного православного содержания в региональных Управлениях исполнения наказаний. Цель данного проекта – духовно-нравственное просвещение осужденных в местах лишения свободы, а также сотрудников пенитенциарных учреждений и членов их семей.

В заключении правление и добровольцы Общества «Вера, Надежда, Любовь» просят молитв и желают помощи Божией всем, кто трудится на ниве тюремного служения.

Также просим молитв об упокоении души приснопамятного протоиерея Аполлинария, который с 1989 года с Божией помощью духовно окормлял содержащихся и труждающихся в местах лишения свободы на Чувашской земле.  


Источник: http://www.pobeda.ru/zone/chteniya/rch2006_09.html

 

 

<<< Назад (Марфино служение)

 

<<< Назад (Материалы Рождественских чтений)